Головна » Статті » АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ МАТЕМАТИКИ ТА МЕТОДИКИ НАВЧАННЯ МАТЕМАТИКИ

Кветко О.М., Ковалевская Э.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ЛЕКЦИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Кветко О.М., Ковалевская Э.И. [tx1@tut.by]
Белорусский государственный аграрный технический университет, Республика Беларусь
Download in PDF: http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua/journals/2019-v3-21/2019_3-21-Kvetko-Kavaleuskaya_FMO.pdf

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ЛЕКЦИЯХ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В феврале 2019 года в Могилевском государственном университете им. А.А. Кулешова состоялась V международная научная конференция, участники которой обсуждали современное состояние математического образования и его перспективы в Белоруссии и других странах СНГ.
Формулировка проблемы. Для подготовки инженеров высокой квалификации необходимо совершенствовать учебный процесс, повышать эффективность лекций, практических занятий, широко использовать для обучения современные цифровые технологии. В частности, использовать не только лекции презентации, но и возможность анимации при показе слайдов. Также расширять доступ студентов к информационным образовательным ресурсам и обучать их широкому применению последних на практике.
Материалы и методы. В статье даны ссылки на публикации, связанные с использованием информационно-методического сопровождения лекции-презентации по математике в вузе и методологические особенности проектирования такой лекции. Обсуждается применение систем мультимедиа для визуализации учебного материала, приведены примеры слайдов лекции-презентации по теме «Двойной интеграл», созданных в приложении PowerPoint (рисунки 1- 3 и пояснения к ним). Отмечается трудоёмкость создания каждого слайда. Подчеркивается, что квалификация преподавателя, его активное стремление к совершенствованию лекции, его опытважные моменты учебного процесса.
Результаты. Информационная емкость, экономия времени, компактность носителей, мобильность, многофункциональность – вот некоторые преимущества визуализации лекции. Отметим, что изложение материала становится более наглядным, способствует лучшему запоминанию и восприятию студентами новых понятий, что видно из сравнения результатов выполнения студентами текущих контрольных работ за последние два учебных года и экзаменационных оценок. Повышается методическое мастерство самого преподавателя.
Ключові слова: визуализация лекции, презентация, мультимедийная презентация, лекция «Двойной интеграл», эффективность обучения.

VISUALIZATION IN LECTURES ON МАТHЕМАТICS FOR TECHNICAL UNIVERSITY
Aksana Kvetko, Ela Kavaleuskaya
Belarusian State Agrarian Technical University (BSATU), Belarus

Abstract. In February 2019, the V international scientific conference was held at Mogilev State A. Kuleshov University. The participants discussed the current state of mathematical education and its prospects in Belarus and other CIS countries.
Formulation of the problem. To train highly qualified engineers, it is necessary to improve the educational process, increase the effectiveness of lectures, practical exercises, and widely use modern digital technologies for training. In particular, use not only a lecture-presentation, but also the possibility of animation during the slide show. Also, expand students' access to educational information resources and train students to use them in practice.
Materials and methods. The article provides links to publications related to the use of information and methodological support of a lecture-presentation in mathematics at a university and methodological features of the design of such a lecture. The article discusses the use of multimedia systems for the visualization of educational material, provides examples of slides of a lecture-presentation on the topic "Double Integral", created in PowerPoint application (Figures 1-3 and explanations to them). The complexity of creating each slide is noted. It is emphasized that the teacher’s qualifications, his active desire to improve the lecture, his experience are important points in the educational process.
Results. Information capacity, time saving, compact media, mobility, multifunctionality are some of the advantages of lecture visualization. Note that the presentation of the material becomes more visual, contributes to a better memorization and perception by students of new concepts, as can be seen from a comparison of the results of students performing current tests for the last two academic years and exam grades. The methodological skill of the teacher himself is increasing.
Кeywords: visualization of the lecture, presentation, multimedia presentation, lecture "Double integral", the effectiveness of training.

Список использованных источников

  1. Карпенко И. Главная цель – качество образования. СБ. Беларусь сегодня. – 2019, № 157 (25795) - С. 10-11. www.sb.by
  2. Коллектив авторов. Материалы Международной научной конференции «Математическое образование: современное состояние и перспективы». 20-21 февраля 2019 г. Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова». Могилев. 2019. – 427 с.
  3. Татьяненко С. А. Использование информационно-методического сопровождения на лекции по высшей математике в техническом вузе. Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15078. – 0,3 п. л. – URL: http://e-concept.ru/2015/15078.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  4. Кветко О., Ковалевская Э. Опыт использования современных технологий в преподавании дисциплины «Математика». Материалы Международной научно-практической конференции «Научная деятельность как путь формирования профессиональных компетентностей будущего специалиста». 6-7 декабря 2018 г., г. Сумы, Украина. Часть 2. – Секция 1.  С. 30-32.
  5. Антонова А.В., Романова Л.М. Интеракция и визуализация в лекциях по высшей математике. Вестник КГЭУ, 2018, том 10, № 1 (37). С. 105-114.
  6. Карпова Е.В., Матвеева В.П. Роль формального и практического содержания математических дисциплин в формировании инженерного мышления студентов. Педагогическое образование в России. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-formalnogo-i-prakticheskogo-soderzhaniya-matematicheskih-distsiplin-v-formirovanii-inzhenernogo-myshleniya-studentov
  7. Белько И.В., Тиунчик А.А., Криштапович Е.А. Визуализация темы «Кривые второго порядка» с использованием шаров Данделена. Материалы Международной научной конференции «Математическое образование: современное состояние и перспективы». 20-21 февраля 2019 г. Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова». Могилев. 2019. Секция «Технологии разработки и методики применения информационно-образовательных ресурсов при обучении математике». – С. 359-363.
  8. Коллектив авторов. Материалы Международной научно-практической конференции «Методология и философия преподавания математики и информатики». К 50-летию основания кафедры общей математики и информатики. 24-25 апреля 2015. Белорусский государственный университет. Минск. Изд. Центр БГУ. 2015. – 352 с.
  9. Пасиак О. Вуз сверяет курс. СБ. Беларусь сегодня. 18.09.2018. С. 3. – www.sb.by
  10. Маслов М. Зачем нужна лекция? – СБ. Беларусь сегодня. 18.03.2018. – https: // www.sb.by /articles/ zachem-nuzhna-leltsiya. html
  11. Ларионова О.Г., Дорофеев А.В. Методологические особенности проектирования лекции-презентации. Современное образование, 2016, № 3. С. 51-58. DOI: 10.7256/2409-8736.2016.3.19729. URL: http: // e-notabene.ru/pp/article_19729.html
Розділ: АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ МАТЕМАТИКИ ТА МЕТОДИКИ НАВЧАННЯ МАТЕМАТИКИ
Додано: 05.12.2019 | Переглядів: 1063 | Рейтинг: 0.0/0
Статті з теми:
Всього коментарів: 0
avatar