Головна » Статті » ТЕОРІЯ І МЕТОДИКА ПРОФЕСІЙНОЇ ОСВІТИ

Кубанов Р.А. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТАМИ
Кубанов Р.А. [kubanov12@rambler.ru]
Институт инновационного образования Киевского национального университета строительства и архитектуры, Украина
Download in PDF: http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua/journals/2016-v4-10/2016_4-10-Kubanov_Scientific_journal_FMO.pdf

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТАМИ

Аннотация. Кубанов Р.А. Научно-методическое обеспечение качества освоения учебной дисциплины студентами. В исследовании анализируются основные элементы научно-методического обеспечения качества освоения учебной дисциплины студентами. Представленный в работе результативный компонент оценивания качества освоения учебной дисциплины студентами предусматривает использование преподавателем личностно ориентированная оценки как дидактической категории в рамках технологии формирующего оценивания учебных достижений студентов. Личностно ориентированная оценка качества  образования – это характеристика учебного процесса, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов личностным ожиданиям. Формирующие оценивание предполагает оценку достижений студентов преподавателем, который их обучает, т.е. человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых студентов. Такое оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого студента и не предлагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными студентами, так и административных выводов по результатам обучения испытуемых. Соответственно, отсутствуют жесткие требования к унификации содержания, процедуре проведения и способам интерпретации результатов оценивания. Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного студента, призвана выявить пробелы в освоении студентами элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. При формирующем оценивании преподаватель делегирует часть своих контрольных функций студентам, тем самым усиливая степень вовлечения студентов в учебный процесс. Использование технологии формирующего оценивания учебных достижений студентов для обеспечение качества освоения учебной дисциплины позволяет преподавателю установить на постоянной основе обратную связь со студентами, что, безусловно, усиливает эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов разных направлений подготовки.
По мнению автора, рассматриваемый в статье подход позволяет обеспечивать, контролировать и оценивать приобретаемые студентами знания, умения и навыки в рамках учебной дисциплины на всем этапе прохождения учебного курса. Комплексное использование и сочетание традиционных методов проверки  с инновационными подходами обеспечивает в полной мере качество освоения учебной дисциплины студентами.

Ключевые слова: учебный процесс, научно-методическое обеспечение качества освоения учебной дисциплины, личностно ориентированная оценка качества образования, формирующие оценивание.

Анотація. Кубанов Р.А. Науково-методичне забезпечення якості засвоєння навчальної дисципліни студентами. У дослідженні аналізуються основні елементи науково-методичного забезпечення якості засвоєння навчальної дисципліни студентами. Представлений у рамках роботи результативний компонент оцінювання якості засвоєння навчальної дисципліни студентами передбачає використання викладачем особистісно орієнтованої оцінки як дидактичної категорії в рамках технології формуючого оцінювання навчальних досягнень студентів. Особистісно орієнтована оцінка якості освіти – це характеристика навчального процесу, що відображає ступінь відповідності реальних досягнутих освітніх результатів особистісним очікуванням. Формуюче оцінювання передбачає оцінку досягнень студентів викладачем, який їх навчає, тобто людиною, що знаходиться всередині процесу навчання студентів, що тестуються. Таке оцінювання націлене на визначення індивідуальних досягнень кожного студента, і не пропонує, як порівняння результатів, продемонстрованих студентами, так і адміністративних висновків за результатами навчання випробовуваних. Відповідно, відсутні жорсткі вимоги до уніфікації змісту, процедури проведення та способів інтерпретації результатів оцінювання. Формуючій дана оцінка називається тому, що вона орієнтована на конкретного студента, покликана виявити прогалини в оволодінні студентами елемента змісту освіти з тим, щоб заповнити їх з максимальною ефективністю. При формуючому оцінюванні викладач делегує частину своїх контрольних функцій студентам, тим самим посилюючи ступінь залучення студентів до навчального процесу. Використання технології формуючого оцінювання навчальних досягнень студентів для забезпечення якості засвоєння навчальної дисципліни дозволяє викладачеві встановити на постійній основі зворотний зв'язок зі студентами, що, безумовно, посилює ефективність професійної підготовки майбутніх фахівців різних напрямів підготовки.
На думку автора, розглянутий у статті підхід дозволяє забезпечувати, контролювати і оцінювати придбані студентами знання, вміння та навички в рамках навчальної дисципліни на всьому етапі проходження навчального курсу. Комплексне використання і поєднання традиційних методів перевірки з інноваційними підходами забезпечує повною мірою якість освоєння навчальної дисципліни студентами.

Ключові слова: навчальний процес, науково-методичне забезпечення якості засвоєння навчальної дисципліни, особистісно орієнтована оцінка якості освіти,  формуюче оцінювання.

Abstract. Kubanov R. Scientific and methodological support of the discipline quality development of students. The study analyzes the main elements of scientific and methodological support of the discipline quality development of the university students. The efficient component of evaluating the quality of the development of the discipline of students, which is represented in the study, involves the use of person-oriented teacher evaluation as a didactic category within technology formative assessment of educational achievements of students. Personality-oriented assessment of the quality of education is a characteristic of the educational process, which reflects the extent of the actual results, personal achievements within educational expectations. Formative evaluation involves the assessment of achievements of students by a teacher who teaches them, i.e., the person who is in the process of training the tested students. This assessment aims to determine the individual achievements of each student and offers a comparison of the results, demonstrated by different students, and administrative findings of the subjects of study as well. Therefore, there are no strict requirements for harmonization of the content, procedures and methods of interpretation of assessment results. This rating is called the forming raiting because it is focused on a particular student, designed to identify gaps in the development of students of educational content element in order to fill them with maximum efficiency. When formative assessment teacher delegate part of its supervisory functions to students, thereby increasing the degree of involvement of students in the learning process. Using the technology of the formative assessment of educational achievements of students to ensure the quality of the development of the discipline allows the teacher to establish permanent feedback from the students, which, of course, increases the effectiveness of training of future specialists in different areas of training.
According to the author, an approach that is considered in the study allows to provide, monitor and evaluate the knowledge acquired by the students, the level of skill and competence on a subject on the entire stage of the training course. Integrated use of a combination of traditional methods and knowledge test and skills to provide innovative approaches to the full development of the discipline quality of the university students.

Key words: educational process, scientific and methodological support of the discipline quality development, personal-oriented evaluation of the quality of education, the formative assessment.

Список использованных источников

  1. Куликова О. В. Диагностика качества освоения учебной дисциплины с позиции системного подхода : монография / О. В. Куликова. – Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2012. – 112 с.
  2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская АН. ; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. – М. : АЗЪ, 1994. – 856 с.
  4. 4. Власова Н. С. Научно-методическое обеспечение подготовки студентов вузов в области web-дизайна : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Н. С. Власова. – Екатеринбург, 2010. – 28 с.
  5. Деньгина Н. П. Научно-методическое обеспечение культурологической направленности начального профессионального образования : дис. ...  канд. пед. наук : 13.00.08 / Деньгина Наталья Павловна. – Ставрополь, 2006. – 164 с.
  6. Ковалева Н. И. Научно-методическое обеспечение подготовки специалистов в области сервиса : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Ковалева Наталья Иосифовна. – Волгоград, 2005. – 223 с.
  7. Саранцев Г. И. Методическая система обучения предмету как объект исследования / Г. И. Саранцев // Педагогика, 2005. – №2. – С. 30-36.
  8. Капралов В. В. Дидактические средства оценивания эффективности формирования профессиональных компетенций в контексте модульного обучения / В. В. Капралов // Ярославский педагогический вестник, 2014. – № 3. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 140 – 148.
  9. Кабакова Т. Д. Роль личностно ориентированной оценке качества образования в управлении учебным процессом / Т. Д. Кабакова // Управление качеством в образовательном учреждении : сб. науч. статей и тезисов ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – Вып. № 2. – С. 74-80. 
  10. Gee J. P. Getting over the slump: Innovation strategies to promote children’s learning / J. P. Gee. – N.Y. : The Joan Ganz Cooney Center at Sesame Workshop, 2008. 
  11. Кубанов Р. А. Розвивальна складова контролю якості професійної підготовки майбутніх фахівців економічних спеціальностей / Р. А. Кубанов // The Unity of Science :  International scientific professional periodical journal. – Vienna, Austria : The European Association of pedagogues and psychologists «Science», 2016. – February. – P. 105-107. 
  12. Новые развивающие технологии педагогической практики: коллективная монография / отв. ред.  А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2016. – 448 с.
  13. Лекция о лекции : учеб. пособие / [Колычев Н.М., Семченко В.В., Левкин Г.Г., Сосновская Е.В.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Омск : Омская областная типография, 2014. – 80 с.
  14. Булах І. Методи контролю та оцінювання рівня знань / І. Булах // Сучасні системи вищої освіти: порівняння для України. – К. : Видавничий дім «КМ Асаdemia», 1997. – С. 169-185.
Розділ: ТЕОРІЯ І МЕТОДИКА ПРОФЕСІЙНОЇ ОСВІТИ
Додано: 26.12.2016 | Переглядів: 1719 | Рейтинг: 4.9/36
Статті з теми:
Всього коментарів: 0
avatar