Головна » Статті » ТЕОРІЯ І МЕТОДИКА ПРОФЕСІЙНОЇ ОСВІТИ

Кубанова Т.В. СТАНОВЛЕНИЕ ПАРТНЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНТАМИ
Кубанова Т.В. [journalists.knukim@yandex.ru]
Киевский национальный университет культуры и искусств, Украина
Download in PDF: http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua/journals/2016-v4-10/2016_4-10-Kubanova_Scientific_journal_FMO.pdf

СТАНОВЛЕНИЕ ПАРТНЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГИЗАЦИИ
УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНТАМИ

Аннотация. Кубанова Т.В. Становление партнерской позиции преподавателя в процессе диалогизации учебного взаимодействия со студентами. В исследовании уделяется внимание такому педагогическому феномену, как становление партнерской позиции преподавателя в процессе диалогизации учебного взаимодействия со студентами. Доказано, что для эффективной работы преподавателю необходима партнерская позиция, которая позволит перейти на эмпатийный уровень взаимодействия с студентами, уровень взаимного принятия и обмена ценностями, личными позициями и взглядами. Представлены различные характеристики партнерской позиции преподавателя.
Автор приходит к выводам, что партнерская позиция преподавателя является исходной точкой, которая позволяет запустить определенный процесс в нужном русле, оптимизируя общение между преподавателем и студентами в ходе учебного занятия.
Важную роль в образовательном процессе студентов играет диалогичность, поскольку общение в процессе профессиональной деятельности есть специфическая форма отношения будущих специалистов к окружающей действительности, предполагающего изменение и преобразование жизненного и профессионального пространства. Диалог является оптимальной формой взаимодействия и дальнейшего теоретического и профессионального развития личности студента. Одна из диалоговых технологий, которая с успехом используется сегодня в ВУЗе, – это учебная дискуссия. В результате использования дискуссии как формы занятия в обучении намечается переход от традиционно сложившейся инструктивной, однонаправленной модели работы с текстом, при которой преподаватель предъявляет конкретное содержание всем обучающимся без учета их индивидуальности и познавательных возможностей, к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения при непосредственном и активном участии студентов, их взаимодействии с преподавателем.
Ключевые слова: студенты, преподаватель, образовательный процесс, партнерская позиции преподавателя, диалогизация учебного процесса студентов.

Анотація. Кубанова Т.В. Становлення партнерської позиції викладача в процесі діалогізації навчальної взаємодії зі студентами.  У дослідженні приділяється увага такому педагогічному феномену, як становлення партнерської позиції викладача в процесі діалогізації навчальної взаємодії зі студентами. Доведено, що для ефективної роботи викладачу необхідна сформована партнерська позиція, яка дозволить перейти на эмпатийный рівень взаємодії з студентами, рівень взаємного прийняття і обміну цінностями, особистими позиціями і поглядами. Представлені різні характеристики партнерської позиції викладача.
Автор приходить до висновків, що партнерська позиція викладача є вихідною точкою, яка дозволяє запустити певний процес в потрібному руслі, оптимізуючи спілкування між викладачем і студентами в ході навчального заняття. Важливу роль в освітньому процесі студентів відіграє діалогічність, оскільки спілкування в процесі професійної діяльності є специфічною формую ставлення майбутніх фахівців до навколишньої дійсності, що передбачає зміну і перетворення життєвого і професійного простору. Діалог є оптимальною формою взаємодії та подальшого теоретичного і професійного розвитку особистості студента. Одна з діалогових технологій, яка з успіхом використовується сьогодні у ВНЗ, – це навчальна дискусія. В результаті використання дискусії в навчальному процесі намічається перехід від традиційно-інструктивної, односпрямованої моделі роботи з текстом, при якій викладач висуває конкретний зміст матеріалу навчальної дисципліни студентам без урахування їх індивідуальності та пізнавальних можливостей, до особистісно орієнтованої моделі, яка формує зміст навчання при безпосередньо активній участі студентів, їх взаємодії з викладачем.

Ключові слова: студенти, викладач, освітній процес, партнерська позиції викладача, діалогізація навчального процесу студентів.

Abstract. Kubanova T.V. Making a partner position of a teacher in the process of dialogization of educational interaction with students. The study focuses on such pedagogical phenomenon as making a partner position of a teacher in the process of dialogization of educational interaction with students. It is proved that to work effectively the teacher needs to make a partner position, which will go to the empathy level of interaction with the students, the level of mutual acceptance and sharing of values, attitudes and personal views. The different characteristics of the partner position of the teacher are presented.
The author concludes that the partner position of the teacher is the starting point, which allows you to run a specific process in the right direction, optimizing the communication between the teacher and the students during the training sessions. An important role in the educational process of students plays the dialogism, because communication in the course of professional activity is a specific form of future relations professionals to reality, proposed changes and the transformation of life and professional space. Dialogue is the best form of interaction and further theoretical and professional development of the individual student. One of the interactive technology, which is successfully used today in high school, is a training discussion. As a result of the discussion as a form of the work with students, in training it is planned the transition from traditional current instructional, unidirectional model of work with the text, in which the teacher presents a specific content to all students without regarding to their personality and cognitive capabilities, to personal-oriented model that forms the content of education with the direct and active participation of students, their interaction with the teacher.

Key words: students, teachers, educational process, the partner position of the teacher, the dialogization of the learning process of students.

Список использованных источников

  1. Плигин А. А. Личностно-ориентированное образование: история и практика : монография / А. А. Плигин. – М. : КСП+, 2003. – 430 с.
  2. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.
  3. Aston M. (1988). Professional development and teacher education. – Have we got it right? / М. Aston // Computer Education, № 12 (1). – P. 79-83.
  4. Чернявская А. П. Становление партнерской позиции педагога : монография / А. П. Чернявская. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. – 328 с.
  5. Кулюткин Ю. Н. Психологические особенности деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. – М. : Педагогика, 1990. – С. 7-26.
  6. Куклина С. С. Учебная деятельность по овладению иноязычным общением и ее организационные формы : монография / С. С. Куклина. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2013. – 175 с.
  7. Букарева Н. Ю. Организация диалога в процессе обучения литературе в школе и вузе : монография / Н. Ю. Букарева, Н. В. Лукьянчикова. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. – 164 с.
  8. Новые развивающие технологии педагогической практики : кол. монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2016. – 448 с.
  9. Кубанов Р. А. Теоретико-практические механизмы достижения удовлетворенности заинтересованных сторон на основ теории социального партнерства в системе обеспечения качества высшего образования / Р. А. Кубанов // Бизнес-образование в экономике знаний : межд. науч. эл. жур. ; ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Байкальская международная бизнес-школа ИГУ. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. – № 2 : [Электронный ресурс]. – С. 24-30. – Режим доступа: http://bibs-science.ru/archive/sbornik_16/2/bibs_science_2016_2_4.pdf. (дата обращения: 16.05.2016).
  10. Кубанов Р. А. Реализация принципов ИСО 9000 при проектировании системы управления качеством высшего образования в ВУЗе / Р. А. Кубанов // Infl uence of knowledge and public practice on the development of creative potential and personal success in life: peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXXIV International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, May 12 - May 17, 2016) / International Academy of Science and Higher Education; Organizing Committee: Т. Morgan (Chairman), B. Zhytnigor, S. Godvint, A. Tim, S. Serdechny, L. Streiker, H. Osad, I. Snellman, K. Odros, M. Stojkovic, P. Kishinevsky, H. Blagoev – London: IASHE, 2016. – Р. 33 – 35. 
Розділ: ТЕОРІЯ І МЕТОДИКА ПРОФЕСІЙНОЇ ОСВІТИ
Додано: 26.12.2016 | Переглядів: 1299 | Рейтинг: 4.9/17
Статті з теми:
Всього коментарів: 0
avatar