Головна » Статті » ТЕОРІЯ І МЕТОДИКА ПРОФЕСІЙНОЇ ОСВІТИ

Безусова Т.А. ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Безусова Т.А.
Пермскийгосударственный национальный исследовательский университет, РФ
Download in PDF: http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua//journals/2018-v1-15/2018_1-15-Bezusova_Scientific_journal_FMO.pdf

ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье определены основные идеи компетентностного подхода, в частности его специфика и условия реализации в высшем профессиональном образовании. Компетенция трактуется как производное понятие от междисциплинарного, развивающего образования. Основные принципы компетентностного подхода заключаются в организации образования, ориентированного на развитие самостоятельности студентов, создание условий для приобретения такой «позновательной» самостоятельности. Кроме того; содержание образование должно представлять собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных задач. Суть компетентностного подхода в высшем образовании определена через интеграцию и междисциплинарный синтез в обучении студентов. Обозначенные ФГОС ВПО общекультурные компетенции (инструментальные, межличностные, системные) усиливают необходимость междисциплинарных ударений в обучении. В статье рассмотрены общекультурные и профессиональные компетенции ФГОС ВПО, профессиональные компетенции сформулированы в общих дескрипторах квалификаций высшего образования. Компетентностный подход предполагает не усвоение суммы теоретических сведений, а приобретение обучающимися способностей, позволяющих самостоятельно выбирать траекторию поиска решения проблемных ситуаций. Перечислены приемы реструктуризации форм аудиторных занятий в высшей школе в условиях компетентностно-ориентированного обучения. Особое внимание уделено сравнительной характеристике понятий «компетенция», «компетентность», «квалификация». Понятие «компетенция» раскрывается как способность действовать в ситуации неопределенности; а понятие «компетентность» рассмотрено в совокупности взаимосвязанных личностных качеств, позволяющих продуктивно и качественно действовать в определенной области. Структура компетентности раскрыта через содержательный, деятельностный, технический, интеллектуальный, мотивационно-целевой компоненты. Профессиональная компетентность рассмотрена через призму единства когнитивных, мотивационных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника высшего учебного заведения.
Ключевые слова: компететностный подход, обучение в вузе, виды компетенций, профессиональная компетентность, структура компетентности.

WAYS OF ORGANIZATION OF COMPETENT APPROACH
IN THE SPHERE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Tatyana Alekseevna Bezusova
The Perm State National Research University

Abstract. The article outlines the basic ideas of a competence approach, in particular its specifics and conditions of implementation in higher professional education. Competence is interpreted as a derived concept from an interdisciplinary, developmental education. Basic principles of competence-based approach are an educational organization focused on the development of independence of students, creation of conditions for the acquisition of such "educational" autonomy. In addition; the content of education should be a didactically adapted social experience of solving cognitive tasks. The essence of the competence approach in higher education is defined through the integration and synthesis of interdisciplinary training of students. Designated FSES HPE of common cultural competencies (instrumental, interpersonal, systemic) reinforce the need for interdisciplinary emphasis in training. The article considers General cultural and professional competences, Federal state educational standards, professional competences are formulated in very General descriptors of higher education qualifications. Competence-based approach involves not the absorption amount of theoretical information, and the acquisition of studying skills, which allows to choose the path of finding solutions to problematic situations. Lists the methods of restructuring forms of classroom teaching in the higher school in conditions of competence-oriented learning. Special attention is paid to the comparative characteristic of the concepts "competence", "competence", "qualification". The term "competence" is revealed as the ability to act in situations of uncertainty; and the notion of "competence" is considered a set of interrelated personal qualities, enabling productive and efficiently act in a certain area. The structure of competence is disclosed through meaningful, activity-based, technical, intellectual, motivational and target components. Professional competence is considered through the prism of the unity of cognitive, motivational and behavioural components in the personality structure of a graduate educational institutions.
Key words: competence approach, training in the University, types of competences, professional competence, competence structure.

Список использованных источников

  1. Артюхина А.И. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.В. Лопановой. Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. 198 с.
  2. Воронов М.В. Слива А.В., Фокина В.Н. Компетентностное обучение в условиях информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий. Открытое и дистанционное образование. 2008. № 3. С. 29-34.
  3. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования/ А.А. Шехонин и др. Электрон. текстовые данные. СПб.: Университет ИТМО, 2014. 100 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/66511.html. ЭБС «IPRbooks».
  4. Сташкова Е.Ю., Степанова С.М. Компетентностное развитие выпускника как инструмент эффективного взаимодействия бизнеса и науки. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. № 1 (32). С. 5-10.
  5. Шемет О.В.  Дидактические основы компетентностно ориентированного инженерного образования 13.00.08 -теория и методика профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Калуга -2010 Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-didakticheskie-osnovy-kompetentnostno-orientirovannogo-inzhenernogo-obrazovaniya#ixzz4tcQgyHWR(дата просмотра 28.09.2017).
Розділ: ТЕОРІЯ І МЕТОДИКА ПРОФЕСІЙНОЇ ОСВІТИ
Додано: 10.04.2018 | Переглядів: 1295 | Рейтинг: 0.0/0
Статті з теми:
Всього коментарів: 0
avatar