Прохоров Д.И.
[prokhorov70@gmail.com]
Минский городской институт развития образования, Беларусь
Download in PDF: http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua/journals/2020-v3-25-1/2020_3-25-Prokhorov_FMO.pdf
НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ
Формулировка проблемы. Объективная реальность, связанная с пандемией, потребовала практически от всех учреждений образования перейти на онлайн обучение, однако, на данный момент в педагогической науке не разработана специальная методика онлайн обучения, которая включала бы в себя цель, дидактические принципы и организационно-педагогические условия, содержание и контрольно-диагностический инструментарий онлайн обучения, а также описание особенности деятельности педагога и обучающихся в условиях онлайн взаимодействия.
Материалы и методы: теоретический анализ и обобщение научно-исследовательских работ, значимость которых признана научным сообществом в сфере цифровой трансформации системы образования.
Результаты. Дано общее определение онлайн обучения, выделены его структурные элементы (D-learning, E-learning, B-learning). Предложены общедидактические принципы (принцип взаимосвязи когнитивной и личностно-развивающей составляющих процесса обучения, принцип оптимальной информационной насыщенности учебного материала онлайн обучения, принцип дополнительности), на которых должно базироваться онлайн обучение. Исходя из опыта работы автора дана классификация форм онлайн обучения, а также представлено разделение онлайн обучения по времени его проведения. Предложен алгоритм онлайн обучения и описаны существующие сервисы (социальные сети и сервисы видеоконференций), которые можно использовать как средства онлайн взаимодействия между участниками образовательного процесса. Предложена структура типового онлайн занятия с описанием задач каждого из этапов учебного взаимодействия (этап организации совместной учебно-познавательной деятельности, этап изучения нового материала и его первичного закрепления, этап первичного контроля полученных знаний, обобщение и систематизация полученных обучающимися знаний), деятельности учителя и обучающихся в определенные промежутки времени онлайн занятия.
Выводы. Предложенные подходы к организации и проведению онлайн занятий в учреждениях образования должны способствовать повышению эффективности обучения в условиях пандемии. Однако проведенное исследование показало недостаточную разработанность соответствующей методики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: онлайн обучение, методика онлайн обучения, дидактические принципы онлайн обучения, структура онлайн занятия.
DIRECTIONS OF IMPLEMENTING ONLINE TRAINING
D. Prokhorov
Minsk City Institute of Education Development, Belarus
Formulation of the problem. The objective reality associated with the pandemic demanded that almost all educational institutions switch to online learning, however, at the moment, pedagogical science has not developed a special online learning methodology that would include the goal, didactic principles and organizational and pedagogical conditions, content and control and diagnostic tools for online learning, as well as a description of the features of the activities of the teacher and students in online interaction.
Materials and methods: theoretical analysis and generalization of research works, the significance of which is recognized by the scientific community in the field of the digital transformation of the education system.
Results. A general definition of online learning is given, its structural elements are highlighted (D-learning, E-learning, B-learning). General didactic principles are proposed (the principle of the relationship between the cognitive and personality-developmental components of the learning process, the principle of optimal information saturation of the educational material of online learning, the principle of complementarity) on which online learning should be based. Based on the author's work experience, a classification of forms of online education is given, as well as the division of online education by the time it is conducted. An algorithm for online learning is proposed and existing services (social networks and videoconferencing services) are described, which can be used as a means of online interaction between participants in the educational process. The structure of a typical online lesson with a description of the tasks of each of the stages of educational interaction (the stage of organizing joint educational and cognitive activities, the stage of studying new material and its primary consolidation, the stage of primary control of the acquired knowledge, generalization, and systematization of the knowledge gained by students), the activities of the teacher and students in certain intervals of time online classes.
Conclusions. The proposed approaches to organizing and conducting online classes in educational institutions should contribute to increasing the effectiveness of training in a pandemic. However, the conducted research has shown insufficient development of the corresponding technique.
Keywords. Online learning, online learning methodology, didactic principles of online learning, the structure of online classes.
Список использованных источников
- Dhirendra, Kumar Pros and Cons of Online Education. Industry Expansion Solutions. URL: https://www.ies.ncsu.edu/wp-content/uploads/sites/15/2017/06/WP_OnlineEducation_170629.pdf.
- Безуглий, Д. Прийоми візуального подання навчальної інформації. Фізико-математична освіта, 2014. No2 (3). С. 7-15.
- Гендина, Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры. Школьная библиотека. 2002. № 1. С. 24–27.
- Гречушника, Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация. Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 125-134.
- Казаченок, В. В., Горячкин В. В., Куликович В. А. Интерективные образовательные ресурсы: ключевые понятия. Веснiк адукацыи. 2013. № 12. С. 3–7.
- Павлуцкая, Н. М. Дифференциация обучения физике бакалавров технических направлений подготовки как условие формирования их общекультурных и общепрофессиональных компетенций : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 2016. 311 с.
- Пальчевский, Б. В. Технология подготовки авторов учебно-методических комплексов: теоретические основания. Адукацыя i выхаванне. 2008. № 6. С. 49–54.
- Пидкасистый П. И., Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения. Педагогика. 2000. № 5. С. 7–13.
- Раков С. А. Математична освіта: компетентісний підхід з використанням ІКТ: Монографія. Х. : Факт, 2005. 360 с.
- Роберт, И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации. Информатика и образование. 2008. № 5. С. 3–16; № 6. С. 3–11.
|