Головна » Статті » АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ МАТЕМАТИКИ ТА МЕТОДИКИ НАВЧАННЯ МАТЕМАТИКИ

Прохоров Д.И. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СЛОЯМ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИХ РЕСУРСАХ
Прохоров Д.И. [prokhorov70@gmail.com]
Минский городской институт развития образования, Республика Беларусь
Download in PDF: http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua//journals/2018-v1-15/2018_1-15-Prokhorov_Scientific_journal_FMO.pdf

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СЛОЯМ
В ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИХ РЕСУРСАХ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности дифференциации содержательного аспекта авторской методики взаимосвязанного обучения математике на уроках и внеурочных занятиях. Описано распределение содержания обучения по трем информационным слоям с нарастающей степенью насыщенности на примере разработанных апплетов информационно-обучающего ресурса. Содержание первого информационного слоя направлено для изучение и закрепления основных математических объектов, их свойств, второй слой позволяет обобщить и углубить знания учащихся путем установления и исследования взаимосвязей изучаемых объектов, информационная компонента третьего слоя способствует обогащению связей между ближайшими и отдаленными математическими понятиями, а также введению понятий и связей, выходящих за пределы учебной программы. Организация учебной информации дифференцированной по степени сложности позволяет опираться на взаимное дополнение и активизацию различных аспектов мыслительной деятельности учащихся: логического, наглядно-графического, аналитического. Апплеты сконструированы с учетом требований эргономики, закономерностей визуального восприятия математических объектов и индивидуальных мыслительных особенностей учащихся. Описано содержания и особенности использования в процессе обучения математике учащихся апплетов трех видов: информационные, позволяют ввести для изучения математические объекты на основе динамических моделей, содержат краткие теоретические сведения о свойствах, признаках и взаимосвязях объектов; диагностические апплеты своей дидактической целью имеют диагностику, контроль усвоения учебного материала, а также коррекцию знаний учащихся, ликвидацию пробелов в знаниях и предотвращения типичных ошибок; комбинированные апплеты предусматривают изучение теоретического материала посредством работы с динамическими визуальными моделями объектов, выполнение учащимися тестовых заданий, получение сведений о полноте усвоенных ими знаний по данной теме. Автор уделяет особое внимание необходимости учета принципа оптимальной информационной насыщенности учебного материала при проектировании содержания апплетов с целью предотвращения избытка содержательной и визуальной емкости ресурса.

Ключевые слова: методика обучения математике, информационный слой, информационно-обучающий ресурс, апплет.

 

DISTRIBUTION OF CONTENT OF TRAINING MATHEMATICS ON INFORMATION LAYERS IN INFORMATION AND TRAINING RESOURCES
Dmitry I. Prokhorov

Minsk City Institute for the Development of Education

Abstract. The article discusses the features of the differentiation of the content aspect of the author's methodology of interrelated teaching of mathematics in lessons and after-school classes. The distribution of the content of training in three information layers with an increasing degree of saturation is described using the example of developed applets of information and learning resources. The content of the first information layer is aimed at studying and fixing the basic mathematical objects, their properties, the second layer allows to generalize and deepen students' knowledge by establishing and investigating the interrelationships of the studied objects, the information component of the third layer helps enrich the links between the nearest and remote mathematical concepts, as well as the introduction of concepts and links that go beyond the curriculum. The organization of educational information, differentiated in degree of complexity, makes it possible to rely on mutual complementation and activation of various aspects of the cognitive activity of students: logical, visual-graphic, analytical. Applets are designed taking into account the requirements of ergonomics, the laws of visual perception of mathematical objects and individual mental characteristics of students. The content and peculiarities of using three types of applets in the learning process for the mathematics of pupils are described: informational, they allow us to introduce mathematical objects on the basis of dynamic models, contain brief theoretical information about the properties, attributes and interrelationships of objects; diagnostic applets for their didactic purpose have diagnostics, control of mastering of educational material, as well as correction of students' knowledge, elimination of knowledge gaps and prevention of typical mistakes; combined applets provide for the study of theoretical material by working with dynamic visual models of objects, students performing test tasks, obtaining information on the completeness of the knowledge they have learned on this topic. The author pays special attention to the need to take into account the principle of optimal information saturation of the educational material when designing the content of applets in order to prevent the excess of the content and visual capacity of the resource.
Key words: methodology of mathematics teaching, an information layer, an information-learning resource, an applet.

Список использованных источников

  1. Психолого-педагогический словарь :ок. 2000 ст. / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Соврем. слово.  2006. – 925 с.
  2. Прохоров Д. И. Методика взаимосвязанного обучения математике во внеучебной и учебной деятельности в 7‑9 классах. Фізико-математична освіта : науковий журнал. 2016. Випуск 2(8). С. 93–97.
  3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М. : Педагогика, 1977. 254 с.
  4. Прохоров Д. И. Информационно-образовательный ресурс «Математика во внеклассной работе. 7–9 классы» : блог посвящ. орг. и проведению внеклас. работы по математике. URL: http://diprokhorov.blogspot.com. – Дата доступа: 13.05.2016.
  5. Прохоров Д. И. Использование информационно-образовательного ресурса «Математика во внеклассной работе. 7‑9 классы». Весн. адукацыі. 2015. № 3. С. 21–32.
  6. Каплунович И. Я., Петухова Т. А. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании. Математика в шк.  1998. № 5. С. 45–48.
Розділ: АКТУАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ МАТЕМАТИКИ ТА МЕТОДИКИ НАВЧАННЯ МАТЕМАТИКИ
Додано: 11.04.2018 | Переглядів: 1221 | Рейтинг: 0.0/0
Статті з теми:
Всього коментарів: 0
avatar